Заработки во внутренних войсках

Эта страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина заработки во внутренних войсках и другие значения, см. В большей или меньшей степени свойственна всем солдатским коллективам, включая случаи в элитных войсках.

Относительно причин возникновения такого явления, как дедовщина, единого, общепризнанного мнения не существует. В качестве ведущих факторов выдвигаются как социально-экономические, так и биологические, исторические, культурные факторы. Кроме того, современная наука об уголовном и административном праве различает преступления, совершённые в рамках так называемых дедовщины и казарменного хулиганства. Таким образом, нарушения в рамках дедовщины уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва. Один из ключевых негативных факторов существования дедовщины как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одним из главным побудительных мотивов к уклонению от военной службы.

Похожее явление, выраженное, правда, не столь ярко, как в армии, наблюдается также и в некоторых школах, интернатах и других образовательных и социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту. Для системы высшего образования дедовщина характерна лишь частично и наблюдается, в основном, в военных ВУЗах и других военизированных высших учебных заведениях, где четвёртый курс пренебрежительно относится к первому. Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, следование которым настолько важно для молодых людей, что они в первую очередь руководствуются ими, а не официальными правовыми нормами. Это явление описано ещё в Итонском колледже XVI—XVIII вв. Возраст, когда мальчиков отправляли в школу, колебался от 8—9 до 16—17 лет.

Но к середине XIX века настроения сначала в офицерских общинах, а затем и среди рядового состава, резко изменились. С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове. Сходные порядки царили в Николаевском инженерном училище, располагавшемся в Михайловском замке. Приёмы этого младенческого цука поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, очевидно, выработаны целыми поколениями предшественников.

Суровые майоры первого класса заставляли новичков в наказание и просто так жрать мух, делали на коротко остриженных головенках виргуля и смазку, и просто заушали по всякому случаю и даже без оного. Цук был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести, заставляли делать приседания, выть на луну, им давались оскорбительные прозвища, их по многу раз будили ночью и т. Следует отметить, что участие в подобных обычаях было относительно добровольным: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить — по славной ли училищной традиции или по законному уставу? Изъявивший желание жить по уставу избавлялся от цука, зато своим его не считали, называли красным и относились к нему с презрением. Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году.